Два удивительных здания, объединивших мир детей, стоят на улице Тимирязева в центре Челябинска. Они словно смотрят друг на друга, передавая эстафету от одного поколения другому, — один из старейших в городе родильных домов и современная, меняющаяся на глазах школа — лицей № 11. В одном — бережные руки докторов встречают новых жителей Земли, в другом — заботливые педагоги растят талантливых детей — будущую славу и гордость России. Дети, которые учатся в лицее, бесспорно талантливы, как впрочем, и учителя, что работают здесь.
Сегодня лицей № 11 — одна из самых лучших школ не только в Челябинске, но и в России. Это современный учебный комплекс, в котором созданы все условия, для того чтобы воспитать полноценную, гармонично развитую личность. Вот как определяют миссию школы ее педагоги: «Возрождение, сохранение и преумножение интеллектуального потенциала России, развитие у ее граждан духовности, гражданственности, социальной компетентности». Согласитесь, в русском языке сами слова «лицей» и «личность» являются родственными.
Это школа XXI века, хотя ее история уходит корнями в далекий 1938 год, когда в новом школьном здании организовали политехническое обучение. В годы войны здесь располагался госпиталь для раненых. В конце 50-х школа становится «семилеткой». Школьная реформа 60-х позволила перейти на 10-летнее обучение. В 70-80-е годы – директор Е. П. Балашова, заслуженный учитель России, — школа становится одной из ведущих в городе.
В 1990 году школу возглавил А. Г. Гостев, с той поры она переживает свое второе рождение. Превратившись вначале в муниципальную экспериментальную площадку, в 1998 году она получила статус федеральной и стала лабораторией организации и содержания лицейского образования РАО. По сути, школа превратилась в исследовательскую лабораторию педагогических и управленческих инноваций. В 2002 году прошла государственная аттестация и аккредитация школы с присвоением ей статуса лицей. И хотя в настоящее время в Челябинске таких школ несколько, МОУ лицей № 11 по-прежнему остается уникальным. Только здесь наиболее полно разработана и успешно внедрена в практику модель многопрофильного образования.
В лицее четыре факультета — физико-математический, социально-экономический, филологический, естественно-научный и 12 специализированных кафедр, педагогическая и психологическая лаборатории, школа исследователя, лаборатория валеологии и экологии, центр информатизации образования и абсолютно уникальный, не имеющий аналогов, центр здоровья, который работает как настоящая детская поликлиника.
Сегодня лицей — это современный комплекс из трех зданий с европейским дизайном и интерьером учебных кабинетов, предметных научно-исследовательских лабораторий, помещений для занятий художественно-эстетического, спортивного и трудового профилей, с великолепно оборудованной школьной столовой.
Лицей имеет творческие, деловые и научные связи с НИИ Министерства образования России, лабораториями Л. И. Айдаровой и В. А. Петровского, НИИ педагогических инноваций, НИИ развития личности РАО, со всеми вузами Челябинска, а также различными социально-педагогическими институтами города и области, театрами, музеями, выставочными залами.
Стоит отметить, что количество педагогов здесь в три раза больше, чем в обычной школе: на 1150 учащихся — 218 учителей, из них больше 70-ти — преподаватели челябинских вузов, которые ведут факультативные занятия. В педагогическом коллективе 10 докторов наук, 45 кандидатов наук, 98% педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Любой желающий может заняться научно-исследовательской работой под руководством школьного учителя или вузовского преподавателя. Результаты, достигнутые лицеистами и их руководителями, признаны не только в городе и области. Ежегодно ученики 11 лицея участвуют в общероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее», международной научной конференции школьников «Политика вокруг нас» (г. Саратов), национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск). Неоднократно лицеисты становились победителями и призерами международных олимпиад, награждались золотыми медалями Российской выставки «Шаг в будущее».
Внеклассную работу лицея координирует школьный художественно-эстетический центр «Вдохновение». Чтобы разместить все творческие коллективы, лицею понадобилось выстроить целый корпус, названный эстетическим.
Из года в год все выпускники-лицеисты поступают в высшие учебные заведения Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга, США, Германии, ежегодно среди них более 10 золотых и серебряных медалистов. Чем объяснить такие успехи? Ответ прост — в 11 лицее делается все, для того чтобы талант ребенка, в какой бы сфере он ни лежал, обязательно раскрылся.
О создании лицея
МОУ лицей № 11 г. Челябинска как экспериментальная площадка создан в 1990 году, с 1995 года работает в статусе федеральной экспериментальной площадки Министерства образования Российской Федерации, с 1996 года в статусе педагогической лаборатории Российской академии образования. Трижды, после проведенной экспертизы городского и областного Управления по делам образования в 1995, 1998, 2003 годах получал лицензию на реализацию образовательных услуг, определенных Законом РФ «Об образовании» и Уставом образовательного учреждения.
Образовательные услуги транслируются через научно-исследовательские, образовательные, воспитательные и развивающие компоненты образовательной программы МОУ. Результативность этой деятельности обеспечена высоким уровнем кадрового потенциала. Среди штатных сотрудников лицея 2 доктора наук, 4 кандидата наук, 12 Заслуженных учителей РФ, 15 отличников просвещения, 9 Почетных работников образования. На 1 сентября 2005 г. – 97 % педагогов аттестованы на высшую и первую категорию.
За 15 лет в МОУ подготовлены более 4000 участников предметных олимпиад, из них 375 учащихся победители областных и российских туров, только в 2004-2005 учебном году в МОУ подготовлены 4 победителя Российских олимпиад по русскому языку, истории, химии, физической культуре. 1997-2002 дипломанты, призеры Международной олимпиады по астрономии (Крым, Ставрополь), 2000-2001 Серебряная медаль Международная Всекитайская олимпиада (Гонконг), 2000-2001 Золотая медаль Международная математическая олимпиада (США, Вашингтон).
За 15 лет в МОУ подготовлено 2200 участников научно-практических конференций международного, федерального, регионального, муниципального уровней. Из них 1500 призеров, лауреатов и дипломантов. 10 учащихся удостоены малых научных медалей в области инженерных наук в рамках национальной научно-образовательной программы «Шаг в будущее». Получены пять патентов на изобретения в области инженерных наук, поданы пять патентных заявок. Высокое качество образования подтверждают достижения обучающихся лицея: результаты итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов; результаты Единого государственного экзамена. К настоящему времени в лицее создана целостная воспитательная система. В рамках воспитательного компонента проекта реализуется комплексная программа «Социализация личности обучающихся в условиях лицейского образования», включающая в себя ряд субпрограмм социальной, морально-нравственной, гуманистической, творческой, экологической, досуговой, направленности: «Милосердие», «Лидер», «Твой выбор», «Экология и дети», «Мир увлечений», «Искусство всем», «Семейное единство».
В образовательном учреждении создана система мер, способствующих сохранению здоровья обучающихся и педагогов. В 2003 году Центр охраны здоровья лицея прошел процедуру государственной аккредитации и получил лицензии на право оказания медицинских услуг по специальностям: педиатрия, офтальмология, физиотерапия, лечебная физкультура, массаж. В настоящее время лицей располагает учебной, научно-исследовательской, лабораторной, материально-технической, кадровой базой для проведения мероприятий по повышению квалификации работников образования. Большое значение придается совершенствованию технологий управления образовательным процессом, его правовому обеспечению, научно-методическому сопровождению труда преподавателей, эффективному внедрению информационных и медийных технологий.
Сведения об участии в международных и федеральных образовательных программах
«Открытие мира» Л.И. Айдарова. МГУ им. Ломоносова. Научно-технический центр «Обучающие технологии» Москва;
«Эксперимент в образовании». Международный образовательный центр «Эврика». А.И. Адамский. Москва;
Международный образовательный проект «Единый мир». Российская академия образования. Москва;
Международное движение «Красивая школа». Международный институт «Дом Европы». Е. Фукс. Санкт-Петербург;
Международное движение «Педагоги за мир и взаимопонимание» Н.И. Литвинова.
Европейский форум за свободу в образовании. Санкт-Петербург;
Международный образовательный проект в области естественнонаучных дисциплин. Дж. Сорос. Москва;
Международная экологическая программа «Дети за спасение Земли». Великобритания. Екатеринбург. Лондон.
Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее»;
Международная научная конференция школьников «Политика вокруг нас».г. Саратов;
Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» г. Обнинск;
Уральская региональная конференция юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»;
Международный образовательный проект «Одиссея разума». Челябинск. Южно-Уральский государственный университет.
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ лицей № 11 как экспериментальная площадка создано в 1990 году. В течение шести лет, экспериментально апробированы и научно обоснованы следующие направления:
-
Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования РФ.
-
Лаборатория организации и содержания лицейского образования Российской Академии образования.
-
Уникальная экспериментальная база с комплексом из трех зданий с современным европейским дизайном и интерьером учебных кабинетов, предметных научно-исследовательских лабораторий, помещений для занятий художественно-эстетического, спортивного и трудового профилей.
-
Концепция развития, изложенная в исследовательских программах «Педагогические основы развития личности в новом типе учебного заведения» и «Одаренные дети: экология творчества».
-
Новое содержание образования по всем предметам гуманитарного, естественнонаучного и физико-математического циклов.
-
Инновационная структура управления педагогическим процессом: 4 факультета, 12 специализированных кафедр, Педагогическая и Психологическая лаборатории, Школа исследователя, лаборатория экологии и валеологии, Центр охраны здоровья, Центр информатизации образования.
-
Передовые прогрессивные методики опережающего и развивающего обучения, частные авторские дидактики и технологии по работе с одаренными детьми, научно-дидактические комплексы, видео-фонотеки.
-
Творческое, деловое и научное партнерство с НИИ Министерства образования России, лабораториями Л.И. Айдаровой и В.А. Петровского, НИИ Педагогических инноваций, НИИ развития личности Российской академии образования, позволяющие считать лицей открытой социальной системой, сотрудничающей с 6 ВУЗами г. Челябинска, различными социально-педагогическими институтами города и области, театрами, музеями, выставочными залами.