ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"Лицей № 11 г. Челябинска"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Адрес: 454091, г.Челябинск, ул.Тимирязева, д.6
Телефон: +7(351) 2633382
Почта: mail@L-11.ru
"Лицей № 11 г. Челябинска"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МЕНЮ

История лицея

Так начиналась школа

Первым учебным заведением в Челябинске была русская словесная школа для обучения славяно-российской грамматике, пению по нотам, письму и арифметике, открытая в октябре 1779 года по просьбе челябинского духовенства. Возраст детей был разным, от 6 о 19 лет, различным был и уровень грамотности. Поэтому занятия с каждым из них первый челябинский учитель, сын священника, Дмитрий Гилёв, проводил индивидуально.

4 июля 1861 года в Челябинске было открыто женское училище второго разряда. Полный курс обучения составлял 3 года. В учебную программу были включены дисциплины: Закон Божий, грамматика, русская история, география, арифметика, чистописание, рукоделие и (с 1 января 1866 года) рисование.

26 апреля 1898 года учреждено Общество попечения о начальном образовании в г.Челябинске, задачи которого состояли в содействии открытию в городе и прилегающем к нему уезде новых школ, обеспечении учебного процесса книгами и наглядными пособиями, проведении народных чтений, поддержке малоимущих учеников.

3 октября 1902 года в Челябинске открыто реальное училище, первое среднее учебное заведение в городе. В 1904-1907 гг. городской голова А.Ф.Бейвель построил для него трехэтажное краснокирпичное здание, одно из самых высоких в городе. Училище имело библиотеку, спортивный зал, домовую церковь, ученический хор. Челябинское реальное училище было одним из лучших на Урале.

В 1919 году в Челябинске действовало около 50 учебных заведений. Преобразования начались с того, что вместо реального и женского училищ, различных типов учебных заведений появились школы 1-й ступени (начальное образование) и 2-й ступени (неполное и полное среднее образование).

Школой №11 первой ступени стала еврейская школа.

 

Время первых

Становление советской системы образования началось после изданного в 1918 году положения «О единой трудовой школе РСФСР». В Челябинске оно было прервано событиями Гражданской войны и страшным голодом, который в 1921-1922 гг. разразился на Южном Урале. Лишь с марта 1920 года все учебные заведения города переводятся на новый порядок работы и новые учебные планы в соответствии с положением о единой советской школе.

Советская школа 1 ступени № 11, реорганизованная из еврейского начального училища (еврейской школы), располагалась по ул. Азиатской (Елькина), 7. Школа была открыта 23 сентября 1907 года благодаря Обществу пособия бедным евреям города Челябинска. В своем отчете городской управе «заведывающий» училищем Самуил Моисеевич Бакшт свидетельствовал: «численность учащихся в 1916 году 110 человек». Учителя школы Соломон Соломонович Дейч и Сарра Михайловна Волк наряду с религиозными предметами преподавали и общеобразовательные на родном языке.

С 1921 года школа №11 продолжала действовать в двухэтажном здании бывшей женской гимназии на улице Цвиллинга.

Школа, появившаяся в 1907 году, удовлетворяла образовательные потребности городского сообщества. Школа 1 ступени 1920 года – пример сохранения стабильности, уверенности в завтрашнем дне, несмотря ни на какие перипетии судьбы.

 

Дороги, которые нас выбирают

Руководителем школы 1 ступени №11 стал Самуил Моисеевич Бакшт. Учитель, методист и хороший организатор.

Самуил Моисеевич родился 27 мая 1878 года в Виленской губернии в селе Бакшты в семье еврейского учителя. Прослушал курс естественных наук физико-математического факультета в Императорском Новороссийском университете (г.Одесса), состоял на педагогической службе с 1900 года.

С мая 1916 года до мая 1920 года возглавлял еврейское училище (школу) в Челябинске с небольшим перерывом. При реорганизации учебных заведений в Челябинске возглавил советскую школу I ступени №11 до 31 июня 1921 года. Принимал участие в составлении учебных пособий по естествознанию и геометрии, открывал курсы и школы в Могилевской губернии и Челябинске. Лектор и преподаватель, организатор опытно-показательной школы в женской коммуне.

Знающий, творческий и неравнодушный человек с активной жизненной позицией, достойный гражданин своей страны.

 

Впереди у нас эпоха

Огромной трудностью для развития школы была нехватка профессионально подготовленных и компетентных преподавателей. В 1921 году для решения этой задачи был образован педагогический техникум.

В 1923 году при педтехникуме была открыта опытно-показательная школа I ступени №11.

Создание школы как опытно-показательной влекло за собой определенные обязательства. В «Положении об опытно-показательных учреждениях» было записано «Задача опытных школ заключается в том, чтобы усилиями лучших культурных работников способствовать делу изыскания путей и средств действительному осуществлению в жизни идей трудовой школы… и выявлению новых типов школьной работы, а также к наглядному ознакомлению деятелей просвещения и трудовых масс населения со способами этого достижения».

В сентябре 1923 года в 5 отделение школы № 11 были зачислены 99 учащихся, 11 из них из детского городка (детского дома).

В школе№11 учатся в основном дети служащих и рабочих, детей крестьян практически нет, нет и детей торговцев и рабочих свободных профессий.

Перед зимними и летними каникулами каждая школа производила учет проделанной работы за полугодие. Заключительным моментом учета была выставка ученических работ и отчет о работе учащих (учителей) и учащихся перед родителями и населением. Отчет о работе часто заканчивался школьным вечером.

В январе 1924 года Челябинск посетил Анатолий Васильевич Луначарский, нарком просвещения. Он ознакомился с работой многих учреждений культуры, осмотрел детские дома, посетил школы, педтехникум, Дом просвещения, краеведческий музей. Анатолий Васильевич дал высокую оценку деятельности опытной школы №11 при педтехникуме.

Школа №11 дает начало инновационной стратегии развития учебного заведения, сама являясь примером для других школ.

 

В них будет мудрость талантливо-дерзкая…

В 20-е годы ХХ века перед школой стояли новые цели – всеобщее образование, культурное развитие граждан  страны,  воспитание свободного человека, труженика, коллективиста. К реализации новых идей были готовы учителя, получившие высокое, зачастую столичное, образование, имеющие дореволюционный опыт работы,  обладающие прогрессивными качествами -  подвижническим, добросовестным отношением к своему делу; любовью к детям; хорошим владением методикой, особенно  естествознания, математики, счета и письма. Именно такие педагоги работали в опытно-показательной школе №11 при педтехникуме.

Анна Андреевна Кошелева, Станислава Оттоновна Лончинская и Юлий Михайлович Словцов имели столичное образование.

 Анна Андреевна, выпускница историко-филологического  факультета  Петроградских высших женских курсов по специальности «русский язык и словесность», в сентябре 1923 года приняла на себя заведование практической школой при педтехникуме.

Станислава Оттоновна (Антоновна), дворянка из Петрограда, обучалась в главном немецком училище Св.Петра (Петришуле) в Петрограде. Это было крупнейшее и популярное в  стране учебное заведение.

Юлий Михайлович получил высшее музыкальное образование в Петроградской консерватории Императорского Русского музыкального общества.

Педагог Константин Федорович Аксенов учился в Челябинской учительской семинарии. Как человек, хорошо знакомый сельским хозяйством, он мог проводить экскурсии, способствовать наблюдениям учащихся за погодой, природными явлениями, сельскохозяйственными работами, знакомить с крестьянским хозяйством, трудом ремесленников. Елена Сергеевна Морозович  (в некоторых документах  Степановна) также обучалась в Челябинской учительской семинарии.  История Елены Сергеевны ждет своего исследователя.

Широкая образованность, глубокое знание своего предмета и методов преподавания, уважительное отношение к личности ребенка отличало педагогов школы Ефима Тихоновича Володина, Владимира Николаевича августа, Владимира Фомича Пионтека. 8 ноября 1923 года школу I ступени  №11, совмещая руководство школой с работой преподавателя педагогического училища, возглавила Анна Ивановна Балакина. Благодаря ей успешно осуществлялась в школе I ступени № 11 новая философия образования – формирование в процессе учебной деятельности инициативной, активной, творческой личности школьника, готовой к участию в социалистических преобразованиях.

 

Педагогическая поэма

Стремительные изменения  происходили в советской  школе: в организации и содержании работы, методике преподавания, оценке деятельности учащихся.

В 1927 году в опытно-показательной школе 1 ступени №11  при педтехникуме в одну смену училось 127 учащихся в 4 отделениях. Преподавательский состав – 5 человек.  Комплексная система обучения, опытные задания, общественно-полезный труд, школьный клуб, школьный совет.

«Столярный кружок изготовил линейки и наугольники для школы, полку под книги для избы-читальни, кружок изо сделал несколько экземпляров арифметического лото, шторы для сельсовета. Ребята написали плакаты,  выпустили газету, где поместили статьи из жизни деревни, начертили диаграммы, характеризующие экономическое положение  деревни. Драмкружок поставил платную пьесу «Аленький цветочек», выручил на них 7 рублей, приобрел 21 детскую книгу и отвез их  в подшефную деревню» - докладывала в отчете директор школы Анна Ивановна Балакина.

Вечер, посвященный Октябрьской революции, остался в памяти родителей учащихся и жителей города. Инициаторами вечера выступили пионеры. Приглашения  готовили дети. Драмкружок поставил пьесу «В стране фашистов», кружок изо подготовил уголок Октября, кружок рукоделия – галстуки пионерам и звездочки октябрятам, кружок декламации – индивидуальное и коллективное чтение стихотворений, а хор спел революционные песни. Доклады детей иллюстрировались «туманными картинами».

Через 10 лет, в 1937 году в неполной средней школе  №11 в две смены  обучалось более 800 учащихся.  14 учителей начальной школы, 8 учителей работают в  5-7 классах. Есть пионервожатый, в 1938 году появится комсомольский организатор.  В  библиотеке  более 1000 книг. 10  школьников занимаются  техническим творчеством, 156 ребят состоят в  кружке  Осоавиахима (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству). 300 октябрят, 426 пионеров,  1 комсомолец. В конце года 23 школьников наградили похвальными листами.

В школе  есть радио, громкоговоритель, в 1938 году приобретут киноаппарат. Свой земельный  участок.

Классно-урочная система обучения, систематическое изложение учителем учебного материала по предмету, самостоятельная работа учащихся над книгой и учебником, письменные и графические работы учащихся, демонстрация опытов и приборов, экскурсии. Индивидуальный  систематический учет  знаний, дифференцированная оценка знаний, проверочные переводные испытания. Коммунистическое воспитание, строгая  дисциплина.  Особая роль у пионерской организации.

За следующие пять лет сменится несколько директоров, изменится преподавательский состав, количество учащихся сократится почти на треть, а 9 декабря 1941 года  принято решение занять здание школы №11 по улице Красной, 113, под общежитие рабочих Кировского завода.

 

Уроки для взрослых

1 сентября 1941 года неполная средняя школа №11, располагавшаяся на улице Красной,113, приняла 635 учеников 1-7 классов. Занятия идут в две смены.  Из 20 учителей  9 работают в начальной школе, нет учителей музыки, пения, физкультуры. Уже более двух месяцев шла война. На фронт были призваны мужчины-педагоги. Обострилось обеспечение школ строительными материалами и топливом, транспортом и школьными письменными принадлежностями, мебелью и деньгами, учебниками.

9 декабря 1941 года решением суженного состава Челябинского облисполкома здание школы №11 на 440 мест передавалось  Кировскому заводу Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске под общежитие рабочих

И только 1 сентября 1947 года школьное здание распахнуло свои двери для 980 ребят начальной школы №11. В послевоенное десятилетие усилия школы были направлены на преодоление второгодничества; повышение качества знаний и успеваемости учащихся; устранение учебных перегрузок; борьбу с беспризорностью и безнадзорностью. Формировалась  сознательная дисциплина за счет умелого преподавания дисциплин, контроля над соблюдением «Правил для учащихся», при помощи сплочения детско-юношеских коллективов, осуществления связи семьи и школы.

Через два года, в 1949 году, уже в семилетней школе будет учиться более 1200 детей. Появится радиоприемник и два репродуктора, свыше 1000 книг в библиотеке. В начале 50-х годов в СССР разворачивалась  политехнизация школы: лекции по экономике, экскурсии на предприятия, встречи с производственниками, занятия в технических кружках помогали школьнику выбрать рабочую профессию. В школе №11 действовали авиамодельный, мотоциклетный, автомобильный кружки.

В 1958 году школа №11 стала средней общеобразовательной и получила здание по ул.Тимирязева, 6.

 

Когда кабинеты были большими

До  начала 60-х годов  работа школьников в сфере материального производства, на предприятии или в колхозе, рассматривалась как неотъемлемая часть образовательного процесса. Ученики 9 класса школы №11 проходили производственное обучение на городском молочном комбинате по профессиям: наладчик автоматов, токарь, аппаратчик, лаборант; на хладокомбинате получали профессиональные навыки плотника, слесаря, машиниста сухих установок льда; работали в цехе мороженого и  вафельном цехе. В 1961 году школьники прошли учебно-производственную практику не только на промышленных предприятиях, но и в сфере сельского хозяйства.  Кроме того, при школе был учебно-опытный участок, на котором проводились практические занятия по биологии.

Учителя математики использовали на уроках задачи и примеры, составленные на основе следующих материалов: «Цифры семилетнего плана», результаты переписи населения (1959 год), «Челябинск в семилетке», выполнение производственных заказов школьными материалами, снижение цен на товары широкого потребления, материалы из периодической печати (из газет и журналов), «Работа на пришкольном участке», «Сбор металлолома » и др.

Во второй половине 60-х годов, с переходом к всеобщему среднему образованию, упор делался на изучение общеобразовательных дисциплин, которые знакомили школьников  с технологическими основами современного производства. Важным новшеством этого периода стали факультативы. В школе работают 11 факультативных групп. На факультативных занятиях по геологии  зимой учащиеся занимаются теорией, а летом выполняют задания управления геологоразведтреста.

Начиная с 1972 г. в школе создано 16 предметных кабинетов, кабинет машинописи и делопроизводства, обслуживающего труда, мастерские столярные и слесарные. Школа оснащена современными техническими средствами: киноаппараты, магнитофоны, диапроекторы, фильмоскопы и т.д. Во всех кабинетах есть приспособления для затемнения, экраны. В девяти кабинетах есть большие раздвижные доски.

В Комсомольском университете школы для проведения занятий на четырёх факультетах приглашаются учёные, сотрудники ЧГПИ.  Традиционными являются спортивные праздники школы. На соревнованиях активно применяются нормы ГТО.  К 100-летию В.И. Ленина в школе создан музей «Комсомольская Слава», один из лучших музеев школ города. 

 

Пусть добрым будет утро

Балашова Екатерина Павловна была директором средней школы №11 Советского района г.Челябинска с 1971 по 1989 гг. Требовательная к себе и учителям, она мобилизовала коллектив школы на успешное решение стоящих перед школой задач. Капитальный ремонт стал первым испытанием для нового директора. Спустя два года школа преобразилась, приобрела современный внешний вид.

Уже в те годы в школе стал зарождаться культ знаний. Мерилом успешности школы считалось поступление её учеников в высшие учебные заведения. Для одиннадцатой школы этот показатель традиционно был высоким – 95%.

На хорошем счету в городе была комсомольская организация  школы. Многие выпускники до сих пор помнят школьный слёт «Мы и «Комсомольская правда», где каждый класс выступил с театрализованным представлением той или иной рубрики главной молодежной газеты страны.

Летом мальчишки и девчонки выезжали в палаточный лагерь на озеро Аргази. Кружки и секции, походы, совместные полезные дела – все это традиции одиннадцатой школы.

Благодаря Екатерине Павловне школа №11 стала одной из ведущих школ Советского района и города Челябинска. Коллектив школы был постоянным победителем в районе проводимого в тот период социалистического соревнования.

Покинув пост директора, Екатерина Павловна еще пятнадцать лет работала в школе учителем обществоведения и правоведения. Целиком и с удовольствием посвятила себя любимому делу.

 

У истоков лицея

В 1990 году школу возглавил Анатолий Германович Гостев.

Предметные научно-исследовательские лаборатории, семь патентов на изобретения в области инженерных наук, полученные учащимися, 10 малых научных медалей в области инженерных наук в рамках программы «Шаг в будущее», инновационная структура управления педагогическим процессом, включающая 4 факультета, 12 кафедр и несколько лабораторий, – это 11-й лицей города Челябинска.

Основанное в 1990 году как экспериментальная площадка по созданию модели лицея, за 15 лет это образовательное учреждение выросло (и в прямом и в переносном смысле) настолько, что потребовало достройки двух корпусов. Так что теперь здесь есть свой блок у начальной школы (несмотря на статус лицея, начальная школа в нем присутствует), свои учебные, лекционные и лабораторные классы у физиков, химиков и биологов, прекрасные помещения для занятий художественно-эстетическими дисциплинами.

В лицее считают, что именно многопрофильность помогает им сохранять контингент детей, которые могут попробовать свои силы в разных направлениях и видах деятельности. В течение двух лет (8 – 9 классы) ребята имеют право менять профили и, таким образом, к 10 классу точнее представляют себе свое будущее. Помимо занятий в рамках физико-математического, естественно-научного, социально-экономического и филологического профилей, особое внимание здесь уделяют дизайну и интерьеру кабинетов и коридоров.

МОУ лицей № 11 г. Челябинска с 1995 года работает в статусе федеральной экспериментальной площадки Министерства образования Российской Федерации, с 1996 года в статусе педагогической лаборатории Российской академии образования. По итогам Всероссийского конкурса инновационных школ трижды в 2003-2005 годах лицею присужден диплом «Знак качества образования». В 2006 году за большой вклад в российское образование, эффективное внедрение и реализацию программы развития образовательного учреждения в рамках национального проекта «Образование» лицей удостоен диплома победителя конкурса и звания «Лучшая школа России – 2006». В 2010 году Анатолию Германовичу Гостеву присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации» за выдающийся вклад в развитие отечественного образования и многолетнюю плодотворную деятельность.

 

Аксиомы одиннадцатого лицея

Директором лицея с 2011 года является доктор педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации Елена Владимировна Киприянова.

Миссия лицея - «формирование нравственно и физически здоровой личности ребенка, способного к саморазвитию и самоопределению, к осознанию гражданской миротворческой позиции; формирование исследовательского поведения школьников, инженерного мышления, техно и социального предпринимательства, навыков креативности, коммуникативности, критического мышления, кооперации, развитие социального и эмоционального интеллекта». Это достигается при условии обеспечения открытости, вариативности содержания образования, внедрения инновационного актуального научно –популярного содержания образования, точечной непрерывной работе с рабочими программами и учебными планами, реализации принципов и способов индивидуализации, персонализации и персонификации образования, организации исследовательского образования, внедрения технологий смешанного обучения, музейной педагогики, разнообразных коммуникативных и социальных практик и мн. др.

Учащийся лицея имеет возможность выбрать из спектра курсов, программ интересное лично для него. Образовательная среда предполагает организацию исследования на основе разнообразных практик: социальные пробы (когнитивные роли), ролевые игры, открытые дебаты, дискуссии, развивающие тренинги, психодиагностики, научные бои, хакатоны, практики критического анализа, смарт-практики целеполагания и др. Особенностью исследовательского образования является включение в процесс познания научного наставника, динамичность познавательных контекстов, интегративность содержания образования, метапредметность (курс «Теория познания») и др.

С 2015 года в лицее ведется работа по внедрению технологий смешанного обучения на основе высокотехнологичных партнерств и актуального научно-популярного контента, дополняющего содержание образования в соответствии с ФГОС.

В лицее реализуются программы внеурочной деятельности, направленные на подготовку, сопровождение, оценку результативности исследовательской деятельности и реализуемые в направлениях естествознание, математика, социально-гуманитарные науки.

С 2015 года лицей является региональным ресурсным центром образовательного проекта «Школьная лига».

В рамках проекта организуется участие в сессиях мини-курсов исследовательской и проектной направленности программы «Школа на ладони» для школьников четырех групп (1–4-е классы, 5–6-е классы, 7–8-е классы, 9–11-е классы), во Всероссийском сетевом образовательном проекте Неделя высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ), во Всероссийской сетевой проектной конференции «Крона» и «Крона JUNIOR».

Новым проектом для учащихся и педагогов лицея в 2022 году стала Всероссийская дистант-школа «Научно-технологические лидеры будущего» - первый в России масштабный проект, направленный на подготовку молодых исследователей и разработчиков в рамках Десятилетия науки и технологий. Дистант-школа была организована под эгидой Российской академии наук и Российской академии образования при поддержке Фонда президентских грантов. Базовыми организациями дистант-школы выступили Федеральные исследовательские центры «Институт общей физики им. А.М. Прохорова РАН» и «Биотехнологии» РАН, Институт радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН, Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН, Психологический институт РАО, Государственный научный центр «НАМИ», МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, РГУ им. А.Н. Косыгина, НИУ «МЭИ», РГГУ, МАДИ, Госкопорации «Роскосмос» и «Росатом», ПАО «РусГидро», ряд других организаций.

Активное участие в занятиях дистант-школы позволило учащимся лицея достойно выступить на Международном форуме научной молодежи «Шаг в будущее» в марте 2023 года: члены команды лицея завоевали Большую научную медаль, Малую научную медаль в двух направлениях, получили Абсолютное первенство Форума, Абсолютное первенство среди юных участников Форума, Лучшая работа в области математики, Лучшая работа в области истории, дипломы I, II, III степеней, звание «Школьник-исследователь», право на публикацию в научном сборнике по результатам конференции, Стипендия программы «Шаг в будущее» имени академика К.С. Колесникова в 2023 году.

Ключевым событием 2022 года, направленным на создание мотивирующей познавательной среды HI-TECH образования посредством использования инновационных методов и технологий, является открытие на базе учебного центра «Эрудит» Инженерного центра «ТехноTERRA», на базе которого продолжена работа по совместному проекту ГАОУ ВО МГПУ и АНПО «Школьная лига РОСНАНО» (по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ) – «Разработка и апробация модели естественнонаучного и технологического образования, а также учебно-методических материалов по организации проектной и исследовательской деятельности для общеобразовательной школы», начатая в 2021 году в качестве Регионального ресурсного центра – координатора апробации.

С 2019 года Лицей является базовой школой РАН в рамках совместного проекта Российской академии наук и Министерства просвещения Российской Федерации.

Реализация принципов приоритетной образовательной политики лицея предполагает реализацию инновационных проектов различных уровней.  Участники проектов – педагоги и учащиеся. Научный руководитель и автор проектов – директор лицея, д.п.н. Е.В. Киприянова.

В числе вузов, где продолжили свое образование выпускники лицея, вузы г. Москвы: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, НИУ Высшая школа экономики,  Московский государственный институт международных отношений,         Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова,  Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова,        Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ,

вузы г. Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, ЕврАзЭС;

вузы г. Екатеринбурга:        Уральский Федеральный университет имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина и др.

Специфика организации образовательного пространства, социализации обучающихся, содержания образования, наукоемкого партнерства, результативность обучающихся и педагогического коллектива, вклад в развитие системы образования Российской Федерации, Челябинской области и города Челябинска, а также эффективные механизмы управления позволяют говорить о лицее как об инновационном и эффективном образовательном учреждении. Благодаря профессионализму Елены Владимировны, качественному и ответственному выполнению должностных обязанностей, целеустремленности и лидерским качествам, МБОУ "Лицей № 11 г. Челябинска" достигло значительных успехов и заняло достойные позиции на рынке образования.

© 2017 - 2024. "Лицей № 11 г. Челябинска".